Сегодня учу новые слова, а завтра не могу вспомнить ни одного. Знакомая ситуация? Неважно, как долго ты зубришь слова, некоторые из них просто не хотят оставаться в голове. Вопрос большинства учеников: Как легко запомнить немецкие слова? И так, чтоб надолго?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Потому что нет универсального идеального метода изучения слов. Поэтому в самом начале изучения языка необходимо опробовать несколько способов и посмотреть, с помощью какого из них слова запомнились лучше всего. Еще лучше совмещать разные методы и чередовать их, опираясь на свой тип восприятия. Следующие 10 методов зарекомендовали себя временем и опытом, как самые удачные способы быстро и надолго выучить иностранные слова:
1. Списки слов с переводом
Метод списков известен многим еще со школы: мы берем тетрадку и выписываем туда в два столбика все слова из учебника. В итоге получаются многостраничные списки, которые потом как-то надо запомнить, чтобы написать контрольную работу. В немецком языке добавляется проблема, что слова нужно запоминать с артиклем, а глаголы с их формами.
Несмотря на то, что для некоторые людей, этот способ, скорее из-за школьных привычек, до сих пор остается самым эффективным, это необязательно должны быть отдельные тетрадки с длинными списками слов.
В этом способе речь идет о маленьких списках, по 5-10 слов на одном листе тетради. Это могут быть как слова по одной теме, так и разной тематики, но, например, выученные на одном уроке. 10 слов не выглядят большим списком, но могут ассоциироваться с определённым уроком или темой курса. Важно разграничивать списки в тетради, например записывать их на разных страницах или расстоянии друг от друга, чтобы они вы соединились в большой неразборный список.
Вместо классических списков можно делать майнд-карты, то есть рисовать дерево из слов, или вместо перевода использовать символы или рисунки.
2. Ассоциативный метод
Сейчас многие преподаватели иностранных языков расхваливают этот метод изучения слов. Мы берем слово на немецком языке (например, Glück — счастье) и придумываем слово на русском языке с похожим звучанием, например «глюк«. Таким образом, немецкое слово «счастье» у нас будет ассоциироваться с глюком. Легко запомнить. Якобы.
У меня этот метод сработал только на одно слово — Busch (куст), которые ассоциируется с фамилией президента Буша. :) Больше никаких ассоциаций мне не запомнилось, даже если я их придумывала. Да и как можно абсолютно ко всем словам придумать схожее слово в русском? Придется и слово запоминать, и перевод, и еще ассоциацию. Запутанно. Но отдельные слова, как например Glück или Busch можно попробовать запомнить.
Смысл этого метода оправдан тем, что наш мозг мыслит не списками слов, а ассоциациями. Поэтому их нужно придумывать.
Но! Ассоциации могут быть не только на уровне звучания. Можно выписать несколько новых слов из интересной статьи или любимой книги на немецком языке и запомнить их. Затем прочитать статью еще несколько раз. Таким образом, эти новые слова всегда будут ассоциироваться с этой статьей или книгой, и они будут легко вспоминаться при необходимости.
Еще лучше — ассоциировать одно или несколько слов с определенной песней. Например, я легко запомнила слово Gepäck и даже его артикль das, потому что много раз слушала и подпевала песню Leichtes Gepäck. А автомобильную лексику я быстро запомнила, несколько раз просмотрев передачу по теме.
Таким образом эффективнее, на мой взгляд, ассоциировать слова с их источником: песня, передача, фильм, книга и прочее.
3. Метод карточек
Берем маленькие карточки, пишем на одной стороне слово, а на другой перевод. Каждый день просматриваем карточки. Те слова, которые запомнились, откладываем в долгий ящик. Те, которые не запомнились, оставляем и повторяем каждый день снова и снова.
Этот метод особенно подойдет для кинестетиков, то есть для тех, кто лучше всего обучается через делание. Само составление карточек и перемешивание их в руках прибавляет удовольствие к изучению.
Минус этой методики в том, что слова учатся отдельно от контекста. Поэтому те слова, которые я записала без контекста, забылись сразу после того, как я перестала повторять их. Некоторые слова я записывала с контекстом. Я писала целое предложение на карточку. Слова в контексте запоминались лучше. Но не так хорошо, как слова из песен или книг, потому что предложение тоже было оторвано от контекста.
Неплохо запоминаются слова в предложениях, если это известная цитата.
Кому лень писать карточки, можно использовать различные приложения на телефон. Но не стоит забывать, что написанное от руки лучше закрепляется в памяти.
4. Написать историю из новых слов
Есть три способа:
1) Взять несколько слов из одной области и написать историю. Так я запомнила слова из криминальных романов. Написала свою маленькую историю с самым важными словами.
2) Взять определенную категорию слов и написать историю. Например, можно взять 10 прилагательных или 10 глаголов и написать историю. Можно также написать стих или диалог.
3) Взять несколько слов из разных тематик и написать историю. Чаще всего случается, что новые слова не связаны с собой тематически. Поэтому их сложно запомнить одним разом и они быстро забываются. С помощью этого метода можно объединить разные слова в один контекст.
Для тех, кто любит мастерить: слова из одной истории можно выписать на карточки и спрятать из в отдельную коробочку, например спичечный коробок, и написать название истории на коробочке. Позже можно просматривать слова и пробовать устно воспроизвести придуманную историю.
5. Придумать ситуацию для каждого слова
А лучше несколько. Когда мы берем новое слово, мы придумываем три ситуации, в которые это слово может употребляться. Составляем предложения, записываем, повторяем. На следующий день проверяем слова. В этом случае это будет ассоциация с ситуацией.
Плюс этого метода в том, что можно хорошо запомнить самые частые формы слова. Например, слово kosten чаще всего употребляется в вопросе Was kostet das?, а heißen в вопросах Wie heißen Sie? Was heißt das? и в ответе Ich heiße… .
6. Отгадывание слов с партнером
Для тренировки слов с партнером или в группе есть сложный, но эффективный способ: Берем несколько слов и даем их списком на рассмотрение участникам. Далее список убирается, и каждый участник получает по одному слову. Это слово участник должен объяснить другим. На немецком языке. Тот, кто первый угадал слово, забирает карточку себе и объясняет своё слово. Выиграл тот, кто собрал больше карточек.
Сложность этой игры в том, что нужно объяснить слово на немецком языке. Особенно абстрактные слова или глаголы поначалу сложно объяснять, из-за нехватки слов или грамматики. Однако опыт показывает, что чем больше стараешься, тем лучше умеешь объяснять по-немецки что угодно, и тем увереннее чувствуешь себя в языке.
Это упражнение полезно делать и в одиночку. Брать любое слово и пытаться устно объяснить его.
7. Сделать лэпбук или плакат
Лэпбук — это самодельная тематическая папка с дверками, окошками, кармашками, карточками и картинками. Например, можно сделать такую папку по временам года, погоде, одежде и так далее. Новые слова по тематике можно в любой момент добавить в папку. В нее можно добавлять не только слова, но и фразы, и тексты по тематике. Составление лэпбука занимает время, но пока сделаешь его, записывая и перекладывая слова — точно все слова запомнишь.
Другой вариант — составить плакат по тематике. Это может быть плакат в формате A3 и больше. Слова и фразы можно выделить в отдельные блоки, а также приклеить тематические тексты, картинки и сделать собственные заметки.
Чем ярче и креативнее плакат или лэпбук, тем лучше запоминается материал.
8. Слушать слова
Представим, что мы учим слова по теме «погода». Мы выписали необходимые слова и фразы из учебника и тренировали их выше перечисленными методами. Теперь, чтобы слова лучше запомнились, нужно их где-нибудь послушать. Например, можно посмотреть на ютубе детский мультик по теме «погода» или послушать детскую песенку.
Для более продвинутого уровня можно искать передачи, репортажи по тематике, слушать выступления TED на немецком языке, смотреть документальные фильмы.
9. Связывать слова и с конкретной грамматической темой
Когда я учила Passiv в немецком языке, я использовала слова по теме написания письма:
Der Brief wird geschrieben. Der Brief wurde geschrieben. Die E-Mail kann nicht geschickt werden.
Таким образом две области связываются в одну и получается очень крутой эффект. Вспоминая слова по теме написания письма, я сразу же легко могу вспомнить все формы Passiv и наоборот: Используя пассив, у меня автоматически всплывают в голове слова по теме письма.
Когда я училась рассказывать о распорядке дня, я соединила эту тему с Perfekt. А Zustandspassiv — с распространёнными табличками в общественных местах типа «курить запрещено», «парковаться запрещено» и т.д.
10. Чередовать методы
Все перечисленные методы задействуют разные органы восприятия. Прописывать слова лучше всего подходит для визуалов, использовать карточки и плакаты — для кинестетиков, слушать песни и смотреть видео — для визуалов, а объяснять и придумывать ситуации — для коммуникативщиков.
Самый лучший вариант надолго запомнить слова — чередовать методы. С абстрактными словами можно написать историю, с конкретными словами сделать плакат. По более сложным словам можно сделать карточки. В начале очень эффективно объединять одну тематику с какой-то грамматической темой. И конечно использовать слова (например, объяснять) и смотреть тематические видео.
Полезно будет и периодически возвращаться в пройденным словам, просматривая плакаты, карточки или списки и дополняя их новыми словами, примерами или текстами.
Оставить комментарий