Прошло почти два года с момента переезда в Марбург. Я освоилась в учебе, жизни в Германии и в языке, но учеба постепенно подходила к концу и нужно было планировать дальше. Моим планом было получить докторскую степень. Поэтому мне нужна была стипендия для аспирантов либо должность научного сотрудника в университете.

Поиск работы

В англоязычном интернете есть специальные порталы для специалистов-лингвистов, где собраны вакансии научных сотрудников со всего мира. Быть научным сотрудником в Европе и Америке – это значит быть готовым работать по всему миру. Я нашла несколько вакансий и стала писать заявки.

Но «запасной аэродром» у меня тоже был. В случае если мне потребуется много месяцев, чтобы найти работу в Германии (а у некоторых выпускников это занимает 1-2 года), я записала в другую магистратуру. Так я после получения диплома могла оставаться студенткой другой специальности и пользоваться всеми благами студенческого билета.

О подработке на случай я тоже позаботилась. У меня были номера телефонов и записи, куда я могла позвонить и пойти подработать – например, на выставку или ярмарку, организацию банкета и т.д. Ну и конечно, по специальности уже как преподаватель немецкого языка для взрослых я могла найти работу в любой языковой школе.

Как совместить докторскую и работу в Германии?

Существует два основных способа финансировать докторскую работу в Германии. Первое – найти позицию докторанта/аспиранта в университете – работать, получать зарплату и писать докторскую (входит в часть рабочих обязанностей). Вторая возможность – финансировать работу за счет стипендии. Но для этого нужно сначала найти профессора.

За время учебы я собрала несколько свидетельств о социальной и политической активности – а это важный критерий для крупных стипендиальных фондов. Таким образом, я была готова в любое время подать документы на одну из этих стипендий, если у профессора не будет свободной позиции на кафедре.

Как же я удивилась, когда, просматривая порталы о вакансиях в университетах, наткнулась на объявление знакомого мне профессора – а именно того, у кого я работала лаборантом. Удивительно, что на немецких сайтах или досках объявлений в университете я этого объявления не видела, а на англоязычном портале для поиска во всему миру – пожалуйста. Как оказалось позже, многие из окружения профессора ничего не знали о том, что у него освободилась позиция.

Профессор меня знал и было бы глупо с моей стороны не подать заявку. Также я встретилась с ним и сообщила, что буду подавать на эту позицию. Он, в свою очередь, не выразил никаких эмоций, а только добавил:

— Хорошо, пробуйте. Но конкурс на такую позицию большой и я буду рассматривать равнозначно все кандидатуры. Удачи. 

Подача документов

Я решила отложить заявки в другие университеты и заняться сначала только этой. Мне нравилась перспектива остаться в Марбурге. К тому же я была прекрасно знакома с работой и исследованиями кафедры.

В документах самое важное это резюме (Curriculum Vitae) и мотивационное письмо (Anschreiben). Я переделала свои прошлые резюме для стипендий не без помощи друзей-докторантов, с которыми я познакомилась на факультете. Мотивационное письмо тоже было написано с особой тщательностью. Если подавать заявку на работу в какую-то фирму или организацию, достаточно письма на одну страницу.

В университете все немного по другому: здесь нужно было написать более развернутое письмо о причинах, опыте и планах. Последний штрих – приложить фотографию, сделанную профессиональным фотографом специально для таких случаев, и все возможные сертификаты и свидетельства, подтверждающие мои знания и мою активность. В этом случает это были языковые сертификаты, политическая и социальная активность, практика PAD, практика в языковом центре, работа лаборантом.

Собеседование

Через две недели пришло приглашение на собеседование. Придя на встречу, профессор снова подчеркнул, что, несмотря на то, что знает меня, будет проводить полноценное собеседование, так как все кандидаты рассматриваются равнозначно. Далее начался разговор. Вместе с профессором беседу со мной вела его сотрудница-аспирантка.

Вопросы были самые разные. Разумеется, стандартный вопрос – почему я хочу здесь работать. Далее – что я умею и почему я уверена, что моя работа будет успешной. Эти вопросы я заранее обдумала и уже знала, что буду говорить. Главное, чтобы причины были обоснованные, а не «потому что мне это очень нравится».

Больше всего людям нравится слышать о планах на будущее (то есть, что тебе даст эта работа) и про то, как кандидат может обогатить штат сотрудников (я умею то и это). Были и короткие вопросы про свободное время и мотивацию. Были вопросы и про преподавание – готова ли я сразу преподавать в вузе теоретические дисциплины. Мой ответ был однозначный – да.

Напоследок он спросил, почему я хочу получить докторскую степень в Германии, а не в России. Вполне логичный вопрос. Я сказала, что в России нет возможности для лингвистов проводить экспериментальные исследования с дорогой медицинской техникой, а если такие места и есть, то они мне не известны. Профессор кивнул и на этом собеседование закончилось.

Результат

Ответ пришел лишь через четыре недели. Меня взяли. Начало работы через месяц.

Это был успех. Мой личный. Путь к докторской степени открыт!

Позже, познакомившись с другими сотрудниками, я узнала, что профессор получил несколько десятков заявок на эту позицию. На собеседование он пригласил 9 человек. Сотрудница-аспирантка, которая была на собеседовании, голосовала против меня. Но профессор принял решение собственноручно. В мою пользу.

Конечно, это был огромный плюс, что профессор меня знал и что я работала на его кафедре лаборантом. Однако главное не просто работать и светиться перед нужными людьми, но и показывать результаты. Профессора я видела не часто, так как работала с его сотрудниками. Тем не менее он всегда знал, что происходит на кафедре и кто сколько работает.

Были лаборанты, работающие строго по часам и не думающие о результате. Я работала на результат и время для меня было не важно. Мне хотелось знать и уметь все, что знают и умеют сотрудники кафедры. Мой стол был завален книгами, а сотрудники все чаще поручали мне работу, превышающие компетенцию рядового лаборанта. Как результат – доверие со стороны профессора, что на меня можно положиться.

Следующие несколько недель я занималась оформлением на работу. Во-первых, у меня еще не было диплома на руках, для этого мне нужно было сдать магистерскую работу и устный экзамен. Во-вторых, нужно было переоформить визу в рабочую и собрать документы для бухгалтерии факультета. Это было не так просто. Чтобы получить рабочую визу, нужно было показать контракт, а чтобы получить контракт, нужно было показать визу. Пришлось упрашивать сотрудницу бухгалтерии написать мне бумагу о том, что они обязательно оформят меня, когда будет рабочая виза. С этой бумагой в ведомстве по делам иностранцев мне согласились сделать рабочую визу.

Также необходимо было оформить новую страховку, для наемного работника, и взять свидетельство в полиции о том, что я не нарушала законы. Возни было много. Но мысленно я уже была в работе.

Выход на работу

К началу нового семестра я вышла на работу. Сначала было очень непривычно. Еще вчера я была студенткой, ходила в свитере с капюшоном и кедах, а теперь я сотрудник университета и преподаватель.

Моим первым семинаром было введение в языковедение для студентов-первокурсников. Большинство из них – немцы. Помимо того, что мне пришлось самой вспомнить основы всех лингвистических дисциплин (так как в последнее время я занималась только одной – фонологией), нужно было красиво и понятно объяснять тему на паре. Готовиться приходилось долго.

Поначалу преподавание вышло на первое место, а исследования стояли на месте. Позже, когда я освоилась в преподавании и могла за час подготовить семинар со слайдами и заданиями, я занялась разработкой темы докторской работы. Профессор выразил желание, чтобы я писала на английском.

— Разумеется, в Германии есть много научных журналов, и вы можете написать работу на немецком. Но англоязычных источников намного больше. Да и публиковаться лучше в американских или английских журналах.

Ну что ж. Работаю на немецком – пишу на английском. Что поделаешь.

Обязанности

Так как меня часто спрашивают, чем же я занимаюсь в университете, расскажу подробнее про мои обязанности. Во-первых, как я уже упомянула, я преподавала один семинар в неделю. Для некоторых звучит мало, но для начинающего сотрудника этого хватает с головой. Первое время у меня уходило два-три дня, чтобы подготовиться к одной паре.

Во-вторых – исследования. Мой шеф проводит много исследований не только со своими сотрудниками, но и с других стран и университетов. Я ему помогаю во всех методических и технических вопросах – статистика данных, программирование эксперимента, настройка компьютеров и экспериментальной техники.

Помимо этого я участвую в организации учебного процесса для магистратуры и бакалавриата по лингвистике – какие семинары будут преподаваться в следующем семестре, в каких модулях не хватает преподавателя и т.д. Каждый семестр несколько студентов пишут у меня бакалаврскую работу.

Также у нас регулярно проходят мини-конференции, на которых обсуждаются текущие исследования. Ну и конечно – моя докторская работа – это тоже часть работы. Под руководством шефа я провожу эксперименты, о которых я пишу и публикую статьи. Проведение исследований – основная часть работы.

Личные впечатления

Работа научным сотрудником в Германии не легкая, но интересная. Нет рутины, каждый день что-то новое. Один год моей работы выглядел примерно так:

  • планирование исследования (несколько месяцев)
  • проведение исследования (несколько месяцев)
  • остановки исследования и упор на преподавание (пару месяцев в году)
  • анализ исследования (несколько месяцев)
  • отпуск (1 месяц)

Так пролетели первые пару лет. Как ни странно, но исследования, которые некоторым людям кажутся чем-то быстрым, обычно длятся 1-1,5 года, потом пару месяцев для анализа, потом полгода-год на написание статьи. И между всем этим — преподавание, конференции, выступления с докладами и организационная работа.

Дел много. Но удовольствия тоже. Здорово, когда в одном отделении работает много людей. Здорово, когда профессора не задирают нос и не показывают всем и вся свое превосходство, а предлагают дружественно перейти на ты. Когда много совместной работы – постоянно «выкать» неудобно. Даже если тебе 25, а твоему шефу 60.

Еще один факт работы в университете – ненормированный рабочий график. Если нет запланированных встреч, то в этот день можно и не приходить на работу. Особенно часто все сотрудники остаются дома летом, когда в прекрасную солнечную погоду просто не кайф сидеть в офисе. Большую часть работы можно делать из дома или какого-то другого места.

Ненормированный график позволяет мне заниматься другими проектами и хобби. Так я регулярно веду курсы русского или немецкого языка в языковом центре университета, преподаю онлайн, работаю в других проектах, занимаюсь переводами. И, конечно, путешествую, благодаря 30-40 отпускным дням в году.

Всем успехов!

Понравилась статья? Расскажите о ней!